#чтопочитать
О ВЕЧНОМ, ГРУСТНОМ И БОЛЕЗНИ БОТКИНА
Тактика «не прочёл не рекомендуй», похоже, оказалась разумной. Мироздание любит обманывать ожидания пресыщенного книгочея. Явив на первых страницах свет гениальности, произведение по пути часто выдыхается, чтобы к финалу превратиться в бледную тень самого себя. Уж на что порадовала первая половина «Земли» Михаила Елизарова, так ближе к финалу и она выродилась в макабрическое словоблудие с невнятной развязкой.
И вот новое разочарование — «Центр тяжести» Алексея Поляринова, вылизанный до зеркального блеска рецензиями и оценками.
И да — поначалу, #дорогойдневник , я увидел крепко сбитое, сочное и донельзя талантливое повествование. Язык — конфетка, образы — сочнейшие. Даже речь персонажей проработана до самых психологических глубин. Чего стоит детективное расследование двух детей, которые ищут украденное озеро. И по содержанию, и по языку — великолепный роман взросления.
Контрапунктом в повествование вплетаются сказки от матери главного героя — тонкие, изящные, трогательные. Порождения неземной фантазии, не иначе.
Потом выясняется, что весь этот роман взросления — тоже часть книги, написанной матерью.
Далее семейное древо прирастает братьями и сёстрами, которые тянут повествование на себя. И формы этого повествования радуют самый взыскательный взор — тут и интервью, где вопросы опускаются и приводятся только ответы (никогда ещё с таким форматом не сталкивался), и исповедь на диктофон, и перекрёстные главы, где одни и те же события подаются с точки зрения персонажей-антагонистов.
Причём форма и содержание взаимно друг друга обогащают. Вставные выдуманные истории рифмуются с реальностью произведения. Персонажи скачут из фантазии в реальность и наоборот. Темпоритм тикает точно, как швейцарский хронометр.
Вот только жанр «Центра тяжести» определён как «современная проза». И во второй половине современная проза убивает книгу.
В сюжет проникает какая-то дикая политота с диктатором Боткиным, которому автор насовал столько настоящих и выдуманных черт Путина, что получилась карикатура. Диктатор, убийца, создатель полицейского государства и Великой русской стены. Нелепый и обидчивый человечек, который за сатиру казнит, а потом путается в собственных двойниках и сбегает в туман, одурачив царедворцев.
Доходит до того, что этого персонажа автор старательно сравнивает с Гитлером в специально введённой сюжетной ветке.
По страницам второй, выморочной части «Центра тяжести» колесят нелепые вертухаи с глушилками, современных художников преследуют и убивают, специально разработанный ИИ ищет и находит весь оппозиционный элемент, чтобы арестовать и сгноить в застенках.
В итоге для главного героя единственным выходом становится эмиграция, и финальные сцены краснеют от собственной нарочитости.
Книга была закончена в 2017 году. Страшно подумать, что в ней творилось бы сейчас — наверное, Пу... простите, Боткин носился бы со шприцем внутри периметра Великой русской стены и чипировал несчастное население ядовитой вакциной, которая превращает людей в рабов.
Алло, Алексей Поляринов! Неужели вы видите произведение, на которое потратили более пяти лет, только политической агиткой-однодневкой? Ведь сами же устами одного из персонажей сказали:
«Вера — в то, что в мире существует некий универсальный злодей/объект, уничтожение которого принесёт свободу, — это, мне кажется, очень наивная и даже вредная вера».
А потом следующие триста страниц сами себе противоречите.
В итоге великолепная поначалу книга так жёстко втоптана в прокрустово ложе критики действующего режима, что поменяйся он, и текст потеряет всяческую актуальность. Это как «музыкант Юра», только ещё грустнее.
А ведь литература — сражение не камео, а архетипов. Именно вневременной универсальностью она сильна, выворачиванием наружу человека архетипичного, неизменного, страдающего, а не сиюминутными нападками на власть, какой бы она ни была.
Или современную прозу, в которой не прорастает этот специфический пафос, сейчас в России не публикуют?
Вот Воннегута читают через полвека после издания, а он работал в аналогичной манере, в манере притчи — сказовой, убаюкивающей, резкой. А этот роман, скорее всего, через полвека не вспомнят.
Хотя могли бы — если бы автор не убил произведение политическим фехтованием. Убил в себе Воннегута, йопта.
P. S. Почему мощнейшая интрига ушла в молоко? Куда делось третье озеро из первой части романа? Неужели Портной из вставной сказки украл?
#центртяжести #алексейполяринов #современнаяпроза
![О ВЕЧНОМ, ГРУСТНОМ И БОЛЕЗНИ БОТКИНА](https://sun9-4.userapi.com/impg/acMxUNJD66cBzji1FPiwJaJ3yHjanIE_sh24bg/ylsaGrWo0Ao.jpg?size=1200x675&quality=96&sign=257842bbb73976e7d36997821723c3af&c_uniq_tag=pQCp76H9UhTMLpJu1uXLRBLrHHBazd3iux2jgjNtoZE&type=album)